|
АНОНИМКИ
|
Рассказ |
01.05.2013 05:04:55 |
|
- Как вытащить гуся из кувшина,
чтобы его освободить,
не разбив кувшин?
- Его не нужно вытаскивать оттуда,
он уже свободен.
(дзен-буддизм)
Большие грустные глаза смотрят пристально. Что-то понимают, чувствуют. Иногда моргают. Изучают тех, кто проходит мимо. Кто-то в восторженном порыве восклицает. Обрывки фраз и жестикуляция. Женские руки, мужские, детские. И детский взгляд встречается с этими красивыми глазами.
Глазами тигра. Любимого и родного.
Леон…
Лена приходила каждый день делать наброски. У них в художественном училище проходила практика, и сейчас надо было выбрать кого-то из животных для своей финальной работы. Лена выбрала белых медведей. Она не хотела корпеть вечерами над вылепленной фигуркой, потому предпочла, как ей казалось, самую простую форму – крупный, как мешок, медведь.
Прогуливаясь по зоопарку, она рисовала почти везде, наброски были нужны и для занятий по рисунку. Наиболее интересные получались с обезьянами. Они крутились, вертелись, прыгали, висели на ветках в замысловатых позах, да еще так непосредственно и забавно, что не поймать такие моменты Лена не могла.
Самыми привлекательными были клетки с тигром, львом и другими хищными кошками, но как только Лена останавливалась напротив них, накатывала тоска. Для них отводилось крошечное неухоженное пространство. Тигр ходил взад-вперед, задевая прутья решетки худыми костлявыми боками и хвостом. Снежный барс сохранял величественный вид несмотря на свою давно уже не «снежность», лев гордо и мудро смотрел вперед, а леопард вообще реагировал на все с явным чувством превосходства, делая вид, что вокруг него величественные джунгли.
Лена все-таки не могла не подойти к любимым клеткам. Она прошла в одну сторону, уделяя время каждой клетке, потом в другую, не в силах уйти. Сделала несколько неинтересных набросков до кучи.
Она собралась уходить, покрутилась на месте, думая, может что-то еще вызовет интерес, потом повернулась к тигру и тихо сказала ему «пока».
Тигр как будто услышал и посмотрел в ее сторону.
Лена не сразу поняла, что тигр смотрит именно на нее. Она отвернулась, пытаясь сделать вид неизвестно для кого, что ее это ничуть не волнует, но стало неловко от пронизывающего ощущения. Она повернула голову и встретилась с тигром глазами.
Этот взгляд мгновенно поглотил ее всю, и Лена словно проникла в самое сердце удивительного хищника, она полностью ушла в его мир.
Стало жарко. Эмоции вдруг захлестнули, и слезы покатились по щекам. Почему, Лена и сама не знала. Они с тигром просто смотрели друг на друга, но она как-то сумела вникнуть в его природу, и эти слезы были следствием неясного открытия. Оттого, что тигр выделил таким образом именно ее. Среди толпы, среди множества проходящих мимо. Может, потому что почувствовал сопереживание? А может, он и не думал смотреть на кого-то, а Лене показалось, что он смотрел на нее?
Через несколько секунд тигр лениво повернул голову, встал, потянулся и скрылся в проеме второй половины клетки, закрытой от посторонних.
* * *
Эскизы никак не давались, в них не было души. Да и желания у Лены тоже не было. Преподаватель торопил ее, так как она не успевала в срок, но работа не клеилась.
- Может, ты выберешь кого-то другого? Не обязательно же медведь.
Лена отреагировала вяло, и ее оставили наедине с пластилиновым эскизом, недоделанным и коряво изогнутым вперед, как крючок. Что Лена хотела изобразить, она уже не помнила. На столе лежала уйма набросков белых медведей, но ни один не вызывал нужного чувства.
- Ты поедешь в зоопарк? – подошла сокурсница с сумкой через плечо. – У меня нет подходящих набросков, так что я еду сейчас. Одной не хочу. Скажешь, что у тебя тоже нет.
Лена улыбнулась – мучиться и изображать на лице заинтересованность еще три часа совсем не хотелось.
Погода была солнечной. В зоопарке полно народа.
Сокурсница почти сразу потерялась – она увлеклась набросками, а Лена, переполненная нетерпением, подошла к клетке с тигром. Он лежал мордой на лапах и никак не отреагировал на появление Лены. Может, ей и правда показалось, что он тогда смотрел на нее?
Лена силилась обратить на себя внимание тигра. Она пыталась его гипнотизировать, постукивала по перегородке, отделяющей клетку от зрителей на метр. Она мысленно отправляла сигналы, но тигр даже ни разу не повернулся в ее сторону. Пару раз скользнул взглядом, сравняв ее словно угольной штриховкой со всем остальным миром. Один сплошной темный фон с неясными туманными силуэтами без лиц и настроений.
- Ты как? Чего-нибудь нарисовала? – подошла подруга с папкой с рисунками.
- Мне показалось...
- Что?
- Этот тигр так пристально изучал меня в прошлый раз, что я подумала... что понравилась ему.
- Ну, Гринпис, перестань. Им тут не так плохо и живется. Не заберешь же его домой в коммунальную квартиру.
- Да, но... Представь, как было бы здорово и интересно - тигр выбирает другом человека, только увидев его за прутьями решетки в зоопарке.
- Ладно, я пойду, если ты остаешься.
- Я тоже иду.
Лена в последний раз посмотрела на полосатого зверя, но он по-прежнему смотрел вперед.
* * *
Окончательно решив лепить тигра, Лена приходила в зоопарк почти каждый день, чтобы порисовать. Потом она перешла на более подробные рисунки. Великолепный портрет карандашом, отдельный рисунок лап, так часто сложенных друг на друга. И целый лист только с тигриными глазами, крупными, подробно запечатленными, как черно-белая фотография. С каждой искоркой, каждой самой мелкой деталью.
«Научусь с тобой рисовать», - подумала Лена, ловко орудуя карандашом.
Тигр, казалось, услышал эту мысль и посмотрел на надоедливую гостью. Карандаш замер в воздухе.
Лене снова стало неловко.
«Почему ты так влияешь на меня! Что же ты все время доводишь меня до слез?»
Снова внутри все сжалось. Почему этот тигр так пронзительно смотрел? Это походило на психическую атаку и скорее всего неосознанную.
Лена послала зверю мысленный вопрос: «Почему ты выбрал именно меня?»
Тигр ничего не ответил. Он встал и опять вошел через темный тесный прямоугольник в закрытый павильон.
* * *
Иногда тигра в клетке не оказывалось. Клетка стояла пустая, со следами пребывания там хозяина. Неприглядная тонкая подстилка зеленого цвета вся в шерсти, давно нуждалась в замене, да и размер ее явно не дотягивал до размеров тигра, миска советского времени, какой-то мусор.
Может, тигр был в другом павильоне, или его вообще куда-то вывозили? Лена этого не знала, а спросить у персонала стеснялась.
Всю практику она ходила к нему, рисовала. Лена искала в интернете, как могли бы звать ее полосатого друга, но не нашла, тогда она решила назвать тигра сама, и наградила именем Мэйсон. Красиво, мелодично. Руководитель группы в училище одобрил задумку слепить пластичную фигуру дикой кошки. Он даже настоял, чтобы Лена как можно ближе к оригиналу вылепила худые впалые бока животного. Работу успешно приняли, и летняя практика подошла к концу.
Но Лена решила снова съездить в зоопарк, чтобы теперь пообщаться с любимцем просто потому, что уже успела к нему привязаться из-за тех странных длинных пронзительных пауз глаза в глаза. Это был необычный тигр, с которым они уже стали друзьями. Пусть даже сам тигр об этом и не догадывался, но вдруг? Ведь он так смотрел на нее...
На улице было прохладно, небо заволокло летними тучами, но дождь природа пока не спешила дарить.
Мэйсона в клетке снова не оказалось. Лена расстроилась. Такой хороший день – практика кончилась, она с отличной отметкой, а друга нет. Постояв в надежде, что он вынырнет из темного прямоугольника, Лена уже собралась уходить, но тут увидела сотрудника зоопарка, который направлялся к клетке Мэйсона с каким-то крупным плетеным мешком. Она мучительно думала, спросить его или нет, но так и увязла в раздумьях.
- А вы снова тут? – спросил мужчина, поравнявшись с Леной.
Она не ожидала и неуверенно кивнула.
- Только вы так часто появлялись. Мы уже вас запомнили. Он сильно грустил, когда вы не приходили.
- А где он сейчас?
- Умер вчера. Болел очень.
Только сейчас Лена заметила, что в клетке нет ни зеленой подстилки, ни всего остального. Пустая голая клетка.
- Вы уж не расстраивайтесь так, все животные попадают в рай. Ладно, мне еще работать. Не переживайте.
Лена осталась наедине с собой и клеткой. Она не могла сейчас смотреть на нее спокойно и побрела к выходу.
* * *
Вечером по телевизору мельком сказали о том, что Ленинградский зоопарк потерял питомца.
А в интернете Лена нашла статью о тигре, которого звали Леон.
Оказалось, он умер от приступа эпилепсии, о которой даже не подозревали. Ему было 11 лет. Тигра несколько раз обследовали, - видимо, в такие дни клетка и пустовала, - но спасти не смогли.
Судя по всему, Леон стал последним тигром, который жил в клетке, зоопарк улучшали, и для других тигров теперь оборудуют застекленные вольеры, где намного просторнее.
Лена смотрела на нарисованный портрет Мэйсона. Его, оказывается, звали Леон. Тигр с именем царя зверей. Ее самый любимый тигр и друг. |
|
|
Прелесть. Только мне кажется, от первого лица было бы еще эмоциональнее.
|
|
1
31.05.2013 00:56:02
|
Думала об этом, но так не люблю, когда много местоимений, что отказалась от этой мысли. Вы как думаете?
|
|
|
2
31.05.2013 16:08:18
|
Я думаю, что одинаковое количество местоимений получается, что Я, что Она (ну может ОНА чуть меньше, учитывая, что и по имени назвать можно), все равно их потом выпалывать аккуратно надо, неважно совсем какие.... наверное, просто надо учиться срубать местоимения, а бояться их не стоит... так мне кажется
Зато повествование от первого лица дает свои интересные возможности. Конечно, не всегда нужно, но здесь прямо хочется....
|
|
|
3
01.06.2013 23:08:13
|
Подумаю) Спасибо, Татьяна) Может, и исправлю, так как первоначальный вариант был именно с Я, а первое решение всегда правильное)
|
|
|
4
03.06.2013 23:03:37
|
Всегда рада.
Мне кажется, от третьего лица лучше писать, когда хочешь дистанцироваться от героя, взглянуть снаружи, а Я - это, наоборот, для вовлеченности, погруженности во внутренний мир.
Забавно, но в тех редких случаях, когда я пишу о себе, у меня получается ОНА.
|
|
|
|
|