|
БЛОГ |
|
18.03.2012 14:51:00 |
Очень люблю Островского. Не того, который "Как закалялась сталь", а который драматург Александр Николаевич. Читал практически все им написанное, многие пьесы знаю почти наизусть.
За исключением "Снегурочки". Эта пьеса всегда казалась настолько в стороне от "Грозы", "Свои люди - сочтемся", "Леса", "На всякого мудреца довольно простоты", что просто не верилось, что их написал один человек. Дело даже не в том, что пьеса в стихах. Уж больно она лубочная. Стандартно картонные сказочные герои и розово-слюнявый сюжет. Если бы не гибель Снегурочки в финале, чистой воды сказочка для новогоднего утренника. В ту же дуду и опера Римского-Корсакова, и фильм Кадочникова, и мультфильм. Да, поэтично, красиво, но не более того.
Вот тут и загвоздка. Если бы... Как-то неправильно погибает Снегурочка. Не рыдает, заламывая руки, а радуется, восхищаясь. Странновато для лубка и детской сказки.
И вот как-то выпал мне случай над этой пьесой поработать серьезно. Сажусь перечитывать и спотыкаюсь на первой же сцене, которая практически во всех постановках считается проходной, чисто экспозиционной - ну, типа предыстория, чтобы ввести зрителя в курс дела. Эту сцену при постановке почти всегда сокращают насколько возможно, оставляя чисто информативный костяк. Весна там разговаривает с замерзшими птичками в лучших сказочных традициях. Плюс птичий хор с балетом. Кому это сейчас интересно?
И вот что Весна птичкам рассказывает (сокращаю и убираю стихотворную строфу для ясности).
Шестнадцать лет тому, как я для шутки ... стала заигрывать с Морозом, старым дедом ... И с той поры в неволе я у старого. Оставить бы седого, да вот беда, у нас со старым дочка - Снегурочка. Жалеючи ее в несчастной доле, со старым я поссориться боюсь; А он и рад тому — знобит, морозит меня, Весну, и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних.
Нифигасе. Дочка - беда. Мешает шашням Весны с ревнивым Ярилом. Это что же получается, ветреная интриганка-мамаша спецом устраивает всю дальнейшую историю, чтобы от дочки избавиться?
Вот тут начинаю узнавать Островского "Грозы" и "Бесприданницы", и с интересом читаю дальше - не ошибся ли.
Вроде не ошибся. Все выстраивается. Лель - красивый, но неспособный ни на что, кроме как играть на дудочке да пасти скот, деревенский блядун без кола и двора, которого боятся оставить на ночь те, у кого в семье есть дочь на выданье. Бобыль и Бобылиха просто прямым текстом уговаривают Снегурочку заняться проституцией. Мизгирь и до того особых симпатий не вызывал - расчетливый бизнесмен, у которого должна быть жена из самых красивых моделей, потому легко и без зазрения совести переключается с Купавы на Снегурочку.
В этот знакомый паноптикум Островского не вписывается, пожалуй, только Купава, обманутая и несчастная девушка.
Дохожу до сцены жалобы Купавы Берендею. Чуть не плачу, читая вроде бы искреннюю исповедь любящей и брошенной девушки. И вдруг посреди этого плача, перемежающегося увещеваниями Берендея (кстати, больше похожими на нетерпеливое "Ну? Суть-то в чем?"), авторская ремарка "Хочет упасть в обморок".
Оп-па! Как вам это нравится? Вся искренность, мягко говоря, в трубу. Обычная красивая стерва, решившая, что выгодный жених уже у нее в кармане, пришла жаловаться в партком.
Вот так. А вы говорите, "весенняя сказка". |
1 1110
|
|
|
Здорово! С удовольствием прочитала.
|
Сказки, как правило, те ещё эксклюзивы, если читать внимательно)
Спасибо, прочла с интересом)
|
Хм... однако...
А может, во времена Островского "хочет" означало не только какое-то специально надуманное действие, но и более широко - дескать, вот-вот упадёт в обморок?
|
Не, это надо сцену читать. Если слезть с котурнов, на которые заставляет встать стихотворный текст, и вынуть суть, все так и выглядит, как я описал. Купава для вящего доказательства своего состояния говорит: "Вот хочешь прям щас грохнусь?". И точная ремарка: " Хочет упасть, Берендей ее поддерживает".
Я ведь, собственно, ничего в пьесе не перевернул и не переиначил. Просто вернул ее Островскому, поставил в один ряд с "Бесприданницей", "Грозой" и "Последней жертвой".
|
Да я-то и не сомневался в Вашей добросовестности :о) просто подумал, что возможны разные трактовки :о)
|
а в чём загадка?
|
На ответ № 7 от Дмитрий Ленский
Я, вроде бы описал в самом начале.
Для меня всегда было загадкой, как Островский мог написать такую слюнявую сказочку с картонными персонажами, как ее, собственно, всегда и представляли публике.
Внимательно перечитамши, понял, что на самом деле это и близко не пастораль. О чем, собственно, и пост.
|
|
|
|