|
БЛОГ |
|
14.10.2011 11:45:44 |
Без заблуждений существует
Кто сознает, что жизнь есть сон...
Педро Кальдерон
Люди, рассказывающие утром свои сны, либо захлёбываются в эмоциях, либо путаются и сбиваются. В любом случае, редко можно увидеть у слушателя положительную реакцию: он или посмеется над нелепостью сна, или скажет «вот это бред», или испугается «пророчества», которое явилось рассказчику.
Вообще, сны — очень интересная тема для отдельного исследования, но можно рассмотреть её в литературном контексте. В чисто материальном, но литературном.
Сны стихами описывать проще: образы, приходящие в это время, зачастую нестандартны, интересны, их приятно обыгрывать. Более того, они психологически близки поэту, поэтому выкачать из них можно многое. Есть люди, которые говорят, что пишут стихи во сне, потом резко просыпаются и записывают их на бумаге, которая уже лежит у кровати. Никакой литературной ценности такие стихи не представляют, зато они любопытны с точки зрения психологии. Поэтому можно говорить о таком поэтическом жанре как сон. Но соревноваться тут практически невозможно: лишь небольшая часть человечества может более-менее осознанно вести себя в сновидении. Поэтому над таким поэтическим жанром-феноменом как сон можно только наблюдать и делать выводы о психо-эмоциональном состоянии автора.
Немного иначе можно понимать жанр сон в прозе. Ясное дело, вряд ли можно написать какой-нибудь осмысленный рассказ во сне, а тем более запомнить его и по-быстрому записать во всех подробностях. Максимум можно подчерпнуть из сна тему или сюжет. Но нет в этом ничего необычного: сюжеты очень часто берутся «из воздуха». Под жанром сна в прозе нужно подразумевать произведения, в которых изображена попытка описать свой сон. Каждый первый человек с удовольствием начнёт писать о том, что он видел во сне, особенно, если это было что-то интересное. Но, скорее всего, уже через одно-два предложения у автора пойдут многоточия в конце и в середине фраз, а ещё неполные предложения и прочие свидетельства сомневающегося писателя (в данном случае). Кроме того, автор начнёт думать: «А что меня так в этом сне зацепило-то? Какой-то набор совершенно бессвязных картинок». К тому же, пока он будет думать, как облечь эмоции в слова, половина сна уже забудется. И всё. Приходится бросать это занятие.
Будет очень любопытно посмотреть на человека, который сможет описать свой сон связно и интересно, причём не добавляя никаких художественных элементов, кроме тех, что ему послал Морфей.
|
0 1051
|
|
Всю жизнь я не верю в Сонники. Хотя вещие сны, в принципе, бывают, большая часть снов, по-моему – просто отголосок дневных впечатлений, последствия того, что происходит с нами в реальной жизни. То есть природа снов – несколько вторична по отношению к реальности, как мне кажется.
Иногда, когда я пишу что-то новое, а особенно, когда у меня не получается, мне это начинает сниться, причем в разных совсем формах: как картинками, так, бывает, и просто текстом. Случается, мне и удается найти какие-то правильные решения после таких снов.
Сделать из собственного сна прозу? Тоже считаю – заранее обреченная на неудачу попытка. В бессвязной череде образов, из которых состоит сновидение – только то, с чем мы затрудняемся в реале. Жизнь же, даже и в художественном произведении – намного многограннее.
|
Иногда мне это кажется манной небесной, но чаще всего - проклятьем: я всю жизнь вижу сны, по большей части, сюжетные и законченные. И, как правило, помню их после пробуждения. Собственно говоря, свою серьезную прозаическую карьеру я начал с того, что в 1996 году собрал несколько таких своих снов в небольшую повесть.
|
Сон так или иначе появляется в современной прозе. В более общем случае можно даже сказать, что творчество и сон имеют некоторое сходство.
Наверно можно сделать рассказ или повесть на основе ночного сна. При этом не нужно соблюдать последовательность картинок, например, нет ни малейшей необходимости дотошно описывать представления, возникающие от неправильного пищеварения в тот самый момент, когда вы почти прибыли в Эльдорадо (во сне).
Но во сне есть некоторая логика и растафаринаская свобода, которую трудно обрести иным способом, кроме сновидения.
Думаю, не так уж важно есть или нет в произведении упоминание самого процесса сна или засыпания. Кроме того, необязательно дотошное описание деталей Ваших снов. Последующая гармонизация событий вполне оправдана и обоснована.
Важным элементом сна, который трудно описывать, трудно запоминать является особое пространство сна. Наиболее ценная часть сна — это его бесконечная, хотя иногда совсем маленькая вселенная (тоже бесконечная но компактная). Во сне крайне ценным является ветер и акустика. Какие-то важные наблюдения по предмету очень близкому есть в «Рождении трагедии из звуков музыки».
Это важный для творческого человека разговор. Замечал, что творчество Дмитрия Сорокина связано со снами. Но эти наблюдения делали и до нас, не раз:
Мой друг, поэты рождены,
Чтоб толковать свои же сны.
Всё то, чем грезим мы в мечтах,
Раскрыто перед нами в снах:
И толк искуснейших стихов
Лишь в толкованьи вещих снов.
Ганс Сакс
|
Некоторая логика и свобода, говорите, German. Соглашусь, конечно.
Думается, из вселенной собственных снов можно почерпнуть многое.
Например, раскованность, вседозволенность и безграничность. Мне всегда казалось, что так была написана моя любимая «Мастер и Маргарита». Пространство сна с его собственными законами художник наложил на развитую богатейшую фантазию, да еще и все это отправил в реализм. Так было создано произведение, которое надолго запомнится не только реалистичными историческими деталями, но и безграничной как во сне фантазией.
Я считаю, наши сны подобны нашим работам. Опять – мы сами, только с какого-то нового, не до конца еще осмысленного и понятого нами ракурса…
Дмитрий Сорокин, Вы меня совершенно заинтриговали повестью, собранной из собственных снов. Ужасно интересно!
|
-Татьяна- ! Булгаков хороший писатель. Но не настолько, что поминать его к месту и не к месту. В упомянутом Мастере только шабаш в какой-то мере напоминает сон. Но там слишком много декоративности, напыщенности, театральности. Атмосфера сновидения почти утрачена...
А у Дмитрия, как я понял, почти все произведения так или иначе связаны со снами, это заметно.
Первоначально шла речь об описании сна, как такового... Честно говоря, мне представляется это излишним. Сохранить атмосферу, передать эмоциональное состояние — это интересные задачи — но они невыполнимы путём дотошного и последовательного описания.
|
На ответ № 5 от German
"Сохранить атмосферу, передать эмоциональное состояние — это интересные задачи — но они НЕВЫПОЛНИМЫ путём дотошного и последовательного описания."
А что насчет "Голого завтрака" Берроуза?
|
|
Спасибо, Кэп
|
|
|
|