На главную
Авторов: 136
Произведений: 1741
Постов блогов: 218
Email
Пароль
Регистрация
Забыт пароль
БЛОГ
30.10.2011 20:15:35
1.) «Возвращение в Брайдсхед» Ивлинг Во. Хороший пример крошечной экспозиции и большого-большого повествования о прошлом. Книга-ностальгия. О том, «как молоды мы были», о весёлой студенческой жизни и о выпивке. Хорошее антиалкогольное произведение, кстати, хотя пьянство тут не причина, а следствие. In vino veritas. Я бы не написала про «Возвращение» ничего лестного, если бы фигура Себастьяна и его психологические изменения, которые интересовали меня на протяжении всей книги намного больше, чем действия других героев. Потрясающий образ-впечатление «… юноша с плюшевым мишкой под сенью цветущих каштанов…», от которого даже мурашки побежали по спине. Наверное, только из-за этого образа я сейчас хорошо отзываюсь о произведении. Вопросы из серии « А что с нами будет через несколько лет?», «А почему всё так получилось?» после прочтения «ВвБ» становятся необычайно актуальными и злободневными. Произведение об одиночестве человеческого существования, когда даже в собственной семье ты не находишь утешения. Ну и небольшой камушек в сторону религии тут автор тоже не мог не кинуть. Что иногда коробит, но общее впечатление не портит.
8/10

2.) «Обыкновенная история» И.А.Гончаров. Нежный привет от программы литературы на этот семестр. К Гончарову я всегда относилась нейтрально, но «ОИ» начинать читать было сложно. Хорошо знакомые по «Обломову» утопические пейзажи, расслабляющие экспозиции, стереотипные персонажи. Резкие переходы от простых разговор в пространные размышления о жизни, на которых откровенно хочется спать, ибо всё это уже читалось, и не раз и даже не два. В общем, грусть и тоска. Но пока читаешь, начинаешь задумываться над тем, как люди по-разному воспринимают такие вещи как брат, любовь, долг, цель в жизни. Хождение по обычным психотипам, почти как у Юнга. Книга кажется крайне наивной, коей, в общем-то, и является. Иногда бывают моменты, которые цепляют, в положительной или отрицательной трактовке (как пример: отрицательная – мысли Лизоньки (не приведи Тиамат мне когда-нибудь так начать думать), положительная – размышление Адуева-старшего о системе ценностей). Конец порадовал скрытой иронией: учитель становится на место ученика, а бывший подопечный идёт его дорогой. К вопросу о преемственности, как говорится. Основной мыслью книги для меня осталась концепция «не играй в бога, не учи других жить» или, вспоминая один из пунктов клятвы Гиппократа: «не навреди».
6/10

3.) «Божественный Клавдий и его жена Мессалина» Роберт Грейвз. "Историк не имеет права внезапно прерывать рассказ в самом кульминационном месте и оставлять читателей в неизвестности". В одной этой фразе отражается весь смысл этого произведения. Калигула свергнут, Клавдий на троне, всё хорошо, всем спасибо за внимание. Но нет. История не любит половинчатых описаний. Если начинать читать «БК» после небольшого перерыва, то только лист А4 и ручка могут помочь в восстановлении всех родственно-дружеских связей героев книги. «Грозовой перевал» даже рядом не стоял. Схема книги похожа на первый том: есть ключевые персонажи – злые и добрые гении главного героя, и есть главный герой, которого несёт по волнам истории в неизвестное будущее. Хорошее пособие для тех, кому досталось полностью развалившееся хозяйство, которое желательно привести в порядок. В книге появляется юмор, стиль становится более персонифицированным («Я» Клавдия здесь намного сильнее, чем в первой части), потому что персонаж из стороннего наблюдателя становится непосредственным действующим лицом. Конечно, во время чтения меня очень интересовал вопрос об исторической достоверности произведения, но, даже если где-то Грейвз и пошёл против истины, за такую хорошую и атмосферную книгу о нравах человечества ему всё равно хочется сказать «спасибо».
8/10

4.)«Чудесный нож» Филип Пулман. Вторая книга трилогии. Медведей здесь нет, что прискорбно. Место действия меняется со скоростью света, без ухода в лёгкий бред средней степени тяжести. Да и масштабы впечатляют: почти «стенка на стенку», одни «за», а другие – «против». Только за что и против чего становится понятно где-то на последних страницах книги. С новыми героями к концу смиряешься, как с неизбежным злом. Стиль автора остаётся прежним – написано почти для детей, нет сложных слов, но почему-то от этой наивности и простоты становится не по себе. Разница между происходящим и словами, которое происходящее описывается, огромна. Опять трупы, кровь, насилие, сцены в лучшем духе Стивена Кинга. Не совсем то, что можно дать почитать детям. Но захватывает. Читается быстро, стремительно, пока на горизонте не появляются философские темы, которые тут совсем уж лишние. Ход сюжета в общем-то легко просчитывается, но несколько раз всё же удивляет. Ожидаемая подмена светлого тёмным и тёмного светлым состоялась. Со скрежетом и скрипом, но состоялась. Интересно прочесть последнюю часть только ради того, чтобы посмотреть, чьи же кошки оказались серыми.
7/10

5.) «Титус Гроун» Мервин Пик. Трилогия, по идее, написана в жанре «фэнтези». Но, признаться, ничего фэнтезийного или хотя бы ощутимо сюрреалистического я в первой книге серии не увидела. Скорее, в «Титусе» собраны основные архетипические знаки, которые сидят в голове у каждого человека. Горменгаст (до такого названия ещё же додуматься надо было!) – крепость, символ защищённости и надёжности. Всё, что за его пределами, воспринимается как чужеродное и опасное. И оно действительно опасное. Но с развитием сюжета постепенно теряется интерес к происходящему, некоторые герои кажутся слишком уж гротескными или слишком уж умными для своей возрастной категории. Стоит отметить, что никакой экспозиции нет. Читателя сразу кидают в гущу событий, по ходу дела объясняя, кто все эти люди и что они здесь делают. Сперва это интригует, а к концу книги уже устаёшь от постоянно «выплывающих» подробностей и традиций, которые не вызываются никакого резонанса в ассоциативном комплексе мышления. Немного наивное произведение, но впечатляющее своей психологизмом и дозированной смесью жестокости и откровенной глупости персонажей.
6/10

6.) «Супермаркет» Сатоси Адзути. Произведение настолько приземлённое, что это даже кажется странным. Действительно, в «Супермаркете» нет ничего необычного, впечатляющего или завораживающего. Это всего лишь обычное описание обычной жизни совсем уж обычного магазина. В совершенно тривиальной Японии. По описанию создаётся впечатление, что книга ни о чём. Но, признаться, именно её обычность меня и привлекла. Вместе с описанием маркетинговых и рекламных акций, что моей душе крайне близко и важно. Самое забавное, что я могу вспомнить все деловые линии развития сюжета, но вот отношения между персонажами в памяти отложились плохо. Кроме ставших привычными у японских писателей некоторых нюансов отношений между полами, но с этим уже смиряешься, как с неизбежным злом. Книга на самом деле весьма динамичная и лёгкая, без заворотов умных слов и сюжета. Задуматься заставит. Над бренностью бытия точно. Или же над жестокостью рынка, если вы как-то связаны со сферой рекламы или маркетинга. В любом случае – вещь занятная и даже весьма познавательная.
8/10

7.) «Историк» Элизабер Костова. Вышел в 2005 году, писался 10 лет. Но все лавры в смежных жанрах достались «Коду да Винчи». Интуитивно эти две книги соотносятся как «коллеги» по аудитории, жанру и стилю, но на самом деле всё не совсем так. «Историк» - это переосмысление «Дракулы» на современный лад. Без налёта нечистой силы или сентиментальностей, как было в других книгах о вампирах. Произведение Костовой ближе к творчеству Стивена Кинга. Тебе становится неуютно, но ты не сразу понимаешь, почему. Добиться такого эффекта сложно, особенно если читатель изначально настроен скептически. Но больше всего мне нравится эта книга за её информативность. Масса интересных фактов – исторических, геральдических, философских – подаётся не грубой вставкой в ход сюжета, а играет важную роль в повествовании. Понравилось нейтральное отношение к Владу Цепешу – не монстр, но и не страдалец, а человек, сделавший сознательный выбор своего пути. Сам сюжет не сводится к банальному «найти вампира – заколоть осиновым колом и облить святой водой», хотя элемент квеста «пошёл туда, нашёл нужную вещь, ушёл дальше» присутствует и сильно иногда мешает. В этой книге важнее тема поиска тёмных начал человеческой души, способов борьбы с ними.
10/10

8.) «Александр Македонский, или Роман о боге» Морис Дрюон. Ещё одно произведение, прочитанное под впечатлением от античной литературы и периодически перечитываемое. Так или иначе, историю Александра знают все. Он застрял где-то между мифами Греции и устным народным творчеством, поэтому читать про него целую книгу, автором которой является Дрюон – дело странное и необычное. Мой откровенный скептицизм так и не был развеян – сюжет строится вокруг уже хорошо известных фактов (легенды, кому как нравится), только достраивается подробностями и развёрнутыми описаниями. В мир произведения смешался миф и реальность (доспехи Ахилла, но вполне реальный Александр), ощутимо повлияв на мировоззрение героев. Единственное, что действительно порадовало в книге – это характеры. Они целостны, но не похожи на языческих божков, не знающих сомнений, они вполне человечны и не диссонируют со своей эпохой. У меня были сомнения насчёт корректности изображения Александра (после просмотра фильма, думаю, у каждого они бы появились), но, посмотрев на дату выхода первого издания (1958 год, кстати), я успокоилась и приступила к чтению. К сожалению, Дрюон захотел создать новую сказку на костях хорошо известной легенды, и у него это не очень убедительно вышло.
7/10

9.) «Мелкие боги» Терри Пратчетт. Единственная книга у Пратчетта, которую я начинала читать дважды. В первый раз сразу началось отторжение «это не его стиль, манера и про что тут разговор-то?». Со второй попытки мы с книгой нашли-таки общий язык, хотя и читалась она не с таким увлечением, как другие произведения серии «Плоский мир». Автор снова задаётся философскими вопросами и по ходу действия пытается на них сам и ответить. Например, на вопрос, кому кто нужен больше: боги людям или люди – богам, и кто больше боится потерять веру. Попытка, с большой натяжкой, но засчитывается. Смешаны несколько эпох, которые не сразу идентифицируется, но их противопоставление не может не нравиться. Так же противопоставляются некоторые страны. И ты удивляешься, как все самые важные вещи в жизни человека при взгляде со стороны оказываются нелепыми и закостенелыми. Стиль, в общем-то, нейтральный, ничего не цепляющий, но юмор стал грубее и «нехорошие» слова, в «Правде» тактично «заточечнные», тут употребляются без каких-либо прикрас. И вообще всё опять заканчивается хорошо, что после большого количества бед, проблем и размышлений кажется немного утопическим. С другой стороны, всё в этой жизни относительно.
5/10

10.) «К востоку от Эдема» Джон Стейнбек. Разница в переводах названий незначительна, так что всё, где в названии есть слово «восток» и «рай/эдем» можно читать со спокойной душой – это одно произведение. До «Востока» я читала у Стейнбека «Гроздья гнева», которые не произвели на меня ровным счётом никакого впечатления. Книга для американцев. Но «Восток» - дело совсем другое. В этой книге использованы такие метафоры и описания, что хочется аплодировать. И даже факт того, что описания и размышления в начале каждой главы немного отвлекают от повествования, не может повлиять на впечатления от уровня владения словом. Чем-то эта книга мне напомнила «Сагу о Форсайтах». История о двух семьях, от их «корней» до «листочков», которые никак не перемешались, но всё равно росли вместе. В отличии от произведения Голсуорси, тут писателя интересует только два поколения, но и из них выбираются основные персонажи. Я всё ждала, когда же семья Гамильтонов найдёт воду на своей земле и будет им счастье. Но Стейнбек увёл сюжет совсем в другую сторону. Люди могут быть счастливы на бесплодной земле, а заливные луга ещё не являются гарантом счастья. Милые люди могут на проверку оказываться чудовищами, а дружба и верность находится там, где её совсем не собирались находить. После «К востоку от Эдема» понимаешь одну простую вещь: жизнь – дьявольски сложная штука.
10/10
Авторы 1   Посетители 176
1
31.10.2011 00:03:38
Хотелось бы побольше обзоров на книги о выпивке. И чтобы не ниже сорока градусов.
2
31.10.2011 00:10:40
Ксения, впечатляющий список!
К своему стыду Ивлина Во не читала, начну пожалуй, с рассказов )
Дрюон - скукота, согласна.
А вот Стейнбек - прекрасен. Я люблю у него повесть "Жемчужина" (такая своеобразная притча) и роман "О мышах и людях" ( помню, как безумно жалко было главного придурковатого героя).
ps а как тебе Альберто Моравиа? Мне его рассказы в твоём возрасте очень нравились.

Игорь, прочитай "Голый завтрак" Берроуза и успокойся - и выпьешь, и вдуешь, и клубники с садо-мазо костюма вкусишь, без обзоров и рецензий))))
3
31.10.2011 00:20:42
Игорь, найди мне такие книги - прочту =) Если совсем грустно - у меня есть два литра домашнего вина для душевных случаев. Обращайся xD

Лера, спасибо.
Сама только-только Во начала осваивать.
Дрюон хорош в масштабных произведениях (те же "Проклятые короли"), а вот с "Александром" вышел капитальный коллапс.
Кстати, "Мыши" резанули во время чтения. Не знаю, почему, прям за душу.

К рекомендованному списку добавлю Рю Мураками - но это только для сильных духом и психикой =)
4
31.10.2011 00:31:46
Вы такие начитанные, что мне хочется выпить
5
31.10.2011 00:56:43
Одно другому не мешает, главное - чтоб не тошнило ни от нас ни от выпивки)

6
31.10.2011 01:04:16
Тема алкоголя однозначно не раскрыта)
© 2011 lit-room.ru литрум.рф
Все права защищены
Идея и стиль: Группа 4етыре
Дизайн и программирование: Zetex
Общее руководство: Васенька робот