|
БЛОГ |
|
26.12.2011 02:36:00 |
1.) «Житейские воззрения Кота Мурра» Эрнст Теодор Амадей Гофман. Продолжение освоения программы зарубежной литературы. Книга толстенькая, но читается очень легко. Хотя первые шестьдесят страниц читались не то, чтобы с трудом, но с лёгким недопониманием логики автора. Кстати, «Мурр» - самый классический случай разделения романа на две, в общем-то, независимые части, которые только к концу произведения начинают сближаться. К несчастью, Гофман не успел закончить роман, поэтому после прочтения остаётся стойкое ощущение недосказанности, что слегка портит впечатление. Очень понравилось то, что каждая часть имеет свой стиль, лексику и манеру повествования. Можно выбрать себе одну сюжетную линию, и следить только за ней, или же читать всё, привыкая к резким «переключениям» между событиями. Кот Мурр пафосен, слегка самолюбив и говорит высоким слогом человека (кота в данном случае), чего-то в этой жизни добившегося. Эдакий очаровательный трикстер (люблю этот архетип по Юнгу, каюсь). Часть Крейслера более трагична и с ощутимым налётом мистики. Причём мистики человеческой, со магией, чародеями и прочими приятностями жизни. То есть, обе части должны были друг друга подавить. Но не подавили. Хорошая книга, заставляющая усмехаться при мысли о том, как иногда глупо выглядит мир людей со стороны.
8/10
2.) «День Шакала» Фредерик Форсайт. Признаюсь сразу – историю Франции я знаю плохо. Мягко говоря. Никогда не интересовалась. Конечно, читала «Проклятых королей» Дрюона, но события у него происходят ещё в XIV веке, так что современная история для меня была и остаётся terra incognita. И так, это детектив. Но детектив не в духе Агаты Кристи. Здесь все персонажи и их цели известны, поэтому интрига строится вокруг простого вопроса, так любимого киностудиями в Голливуде: «А успеют ли?». И успевают, что прискорбно. Но до этого читателю даётся возможность ознакомиться с реконструкцией событий 1960х годов, с неплохой выдержкой антуража того периода и характеров героев тоже. Признаться, всё время, пока я читала книгу, меня не раз и не два посещала шальная мысль о том, что надо бы проверить достоверность описываемых событий. Почему-то книга ассоциируется с трилогией Стига Ларссона (возможно, из-за того, что читались они в одно время), но «День» более развлекательный, чем у шведского писателя. И подчас главный герой с тёмной стороны силы ведёт себя не совсем правдоподобно, что с лихвой окупается огромными описаниями процесса сборки и использования оружия, для создания атмосферы, скажем так. Ещё не очень понравился конец – слишком смазанный, слишком предсказуемый. В лучших традициях обычного кино. Хотя, если подумать, так и должно быть – всё самое страшное случается внезапно после ряда «медленных» событий. Если не особо вдаваться в историческую достоверность и не придираться к некоторым дефектам сюжета, то книга весьма симпатичная.
7/10
3.) «Девушка, которая играла с огнём» Стиг Ларссон. Плохие парни были побеждены, значит, надо найти других плохих парней. Во второй книге дороги главных героев ощутимо расходятся, и в начале ты вообще не понимаешь, как эти двое могут снова встретиться. Но встречаются. Ларссон продолжает описывать мир журналистики, что не может не греть моё чёрствое сердце. Оказывается, мы тоже умеем дружить, если верить книге. Что опять же очень приятно. Хорошо, что связь между первой и второй частями не условна, а логично-последовательна: события «ДСТД» непосредственно влияют на реальность в «ДКИСИ». Градус жестокости и нелицеприятных сцен резко повышается, причём с ровного места. То ли для накала страстей, то ли для демонстрации нравов в Швеции. То ли конфликт подразумевал такое (что вероятнее). Не знаю, но иногда такие вещи уже начинают раздражать. Фактическая основа здесь сведена к минимуму, ведь главные враги оказываются выходцами из империи зла XX века. Так что таинственность и ещё раз таинственность. Конец был неожиданный. Правда неожиданный. Успокаивал факт того, что есть ещё третья часть. Но до того момента, пока не вспомнилась тетралогия Юкио Мисимы. Небольшой вредный комментарий: не знаю, сколько раз вычитывался текст перевода, но по частоте употребления все рекорды бьёт словосочетание «белокурый гигант». Не рискну заниматься статистическими выкладками, но в какой-то момент сиё словосочетание встречалось чуть ли не через строчку. Осадок остался неприятный и острое желание всё отредактировать слегка подпортило впечатление.
8/10
4.) «Элемент крови »Георгий А. Зотов. «Элемент крови» - первая книга из серии «Ад и Рай». Но теологических споров тут почти нет. Есть Ад. Где страдают грешники. Очень неординарно страдают. Мне легла на душу идея о наказаниях с завязкой на то, что человек при жизни ненавидел. Цинично, да и в христианскую концепцию не очень укладывается, зато достоверно и логично. В тексте хорошо разрабатывается мысль, что со временем человек привыкает к страданиям и для него это уже не мучения, а рутина, с которой надо просто смириться. И что из-за этого человек даже в Аду умудряется потихонечку деградировать. Года два назад я подумала так же, когда читала о страданиях Прометея. Во многом книга пересекается с творчеством Вадима Панова (очаровательное и ироничное зло – куда же мы без него?) и книгой Марка Леви «Семь дней творения» (Рай и Ад в очередной раз вынуждены работать вместе). Так что тема не новаторская. Юмор есть, но не такой, от которого будешь смеяться до слёз. Стиль и характеры на четвёрочку, всё прописано крайне убедительно, но иногда случаются огрехи. Действие периодически бывает растянутым, так что ты начинаешь читать по диагонали, лишь бы поскорее узнать, что было дальше. Но заставить себя отложить книгу и пойти спать оказалось задачей трудной. Интересно же было, чем всё закончится.
9/10
5/) "Сегун" Джеймс Клавелл. Как ясно из названия – книга про Японию. Широко известная, по ней даже сериал снимали. Но, не зацепило. Вообще. Да, исторических погрешностей я не заметила ( но история по датам вообще не мой профиль), культура и быт описаны хорошо. Герои реалистичны, с национальными чертами характера и темпераментом. Японцы действительно суровы и крайне предвзяты к чужакам, и, да, в те времена человеческая жизнь не слишком-то и ценилась. И язык их сильно менялся только во время реставрации Мэйдзи. С языком в тексте вышло весьма забавно – я вообще не воспринимала японскую речь в русской фонетической транскрипции. Рука инстинктивно тянулась к карандашу, чтобы с его помощью всё переправить на хирагану и канзи в меру своих знаний. Ощущение странное и новое, но от чтения почему-то не отвлекающее. Казалось бы, что ещё нужно для хорошей книги? Того, чего здесь недостаёт. Возможно, убедительности главного героя в условиях Японии того времени. Или естественности сюжета, а не подчинения неконтролируемых человеком событий под идеи автора (неожиданное землетрясение с печальным финалом – лучший тому пример).
5/10
6/) «Ледяной дом» И.И.Лажечников. Ещё одно произведение, чья историческая достоверность вызывает у меня сомнения. Но впечатление от этого не портится. Во многом произведение слегка идеалистическое, с резким разделением на хороших и плохих. Кто тут плохой, а кто хороший становится понятно сразу. Это разделение чувствуется даже на уровне лексики и построения предложения. Монархия здесь слепа и бессильна, гордый народ угнетён, а тиран, даром, что не смеётся демоническим смехом, торжествует. Иакое мы тоже видели. Только людей, которых на морозе обливают водой, лично я в других произведениях ещё не встречала. А это действительно страшно. Хотя рождается простой вопрос, сколько должно быть градусов со знаком «минус» на улице, чтобы превратить живого человека в ледяную статую. Кстати, события происходят в Санкт-Петербурге, а смена декораций, как известно, расширяет эмоциональный спектр и улучшает восприимчивость к новой информации. Но это для нас, а читатели тех лет привыкли, что всё происходит в Северной Столице. Конец немного банален и жесток, но возвращение к тому, с чего начали, радует своей аллюзией на порочный круг. Сюжет непросчитываемый, то есть, не можешь даже примерно себе представить, что будет дальше. Тоже большая редкость в литературном мире. Книга действительно захватывает, несмотря на вычурный стиль и отдалённость описываемых событий. И на их условность с отношением автора к монархии и государственному строю в России тоже.
7/10
7/) «Чёрный принц» Айрис Мёрдок . С моей точки зрения, очень сильное по психологическому накалу и социальной проблематике произведение. Возможно, мне так кажется из-за первого впечатления и периода, когда я читала «ЧП», но ощущение никуда не пропало и после второго прочтения. В отличие от «Единорога» и «Дитя слова», тут главными героями являются люди творческие, что только добавляет экспрессии происходящим событиям. Да и само начало уже достаточно неординарное, поэтому повествование прыгает по хронологии как хочет. История о том, что чувства весьма глупы и любят проявляться совсем не к месту и не к тем людям. О том, как озарение, что не этот человек тебе нужен, может основательно испортить жизнь. И в качестве бонуса выключить все моральные и этические догмы, благополучно вложенные в голову ещё в детстве. Всё это окружает нас каждый день, и не вызывает какого-то дикого диссонанса. Но вне контекста такие ситуации воспринимаются совершенно иначе. В сюжете нет ничего страшного, но почему-то к концу книги ты понимаешь, что твоё сознание начинает медленно и уверено скручиваться в тугой узёл.
10/10
А теперь о грустном:
21 ноября 2011 года ушла из жизни Энн Маккефри. Я узнала об этом 29 ноября.
Поэтому я хочу оставить три пустых места, в память о трилогии Энн Маккефри, которая до сих пор помогает мне восстановить душевное равновесие в любой ситуации.
Вечная память и благодарность за прекрасные книги. |
1 961
|
|
Чокнуться можно, ни одной из перечисленных книг не читала
|
Или читала, но не помнишь (именно так я читаю Чернышевского и Некрасова)
Не читала Мёрдок? О_о
|
|
|
|