На главную
Авторов: 148
Произведений: 1741
Постов блогов: 218
Email
Пароль
Регистрация
Забыт пароль
БЛОГ
26.04.2012 15:01:33
1. «Десять меченосцев» Эйдзи Ёсикава.


И снова Япония. Века эдак 8-9. Книга о чести, о пути, который выбирает человек. На первый взгляд может показаться ещё одним тривиальным романом о человеке с мечом, который рубит других людей с мечами без малейшего зазрения совести. Действительно, в ту эпоху жизнь человека стоила почти ничего, но, парадоксально, за павшего родственника или друга мстили, порождая вечный круг вендетты. При этом честь и гордость были намного важнее жизни, и за них действительно были готовы умирать. Но главный герой проходит все стадии посвящения в тайны фехтования: от тривиального обывателя к философу, понимающему, зачем он живёт. Кстати, повествование идёт о человеке, написавшего «Книгу пяти колец» , так что любителям военного искусства советую почитать «Меченосцев». Немного коробит от высокопарности некоторых героев и от постоянных встреч действующих лиц друг с другом. Но потом ты вспоминаешь, что Япония – не Россия, и всё встаёт на свои логические места. Лично я ожидала большого количества насилия и крови до потолка, но «Десять меченосцев» оказались произведением философским, а не экшеновым. Персонажи очень резко разделены на хороших и плохих, есть и кто-то вроде наставников, как с хорошей стороны, так и с плохой. Поэтому книга иногда бывает растянутой и даже слегка нудной, но если уже начинаются активные действия – то они прописаны качественно и продуманно. Вещь, которую трудно читать в метро и в которую надо погружаться и над которой надо думать.


9/10


2. «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыков-Щедрин.

Ещё раз об ужасах России времён до отмены крепостного права. Щедрин рисует картину типичного семейства помещиков, чьи отношения строятся явно не на любви и уважении. Хорошо пересекается тема отношения между старшими Головлёвыми с «Обыкновенной историей» Гончарова и некоторыми эпизодами «Анны Карениной» Толстого: брак без любви, нежелательные дети, эгоцентрическая замкнутость людей на себе, старательно подавляемая ненависть и презрение. В общем, совершенно нездоровая атмосфера в доме. Персонажи мне напомнили жирных пиявок, напившихся крови крепостных и мающихся дурью от безделья. А когда кровь пить стало неинтересно, они начали жрать друг друга. К чему это привело можно узнать в конце книги. Проблема отцов и детей тут развёрнута во всём своём «великолепии»: одного сына чуть ли не дурачком кличат, второго – Иудушкой, дочь вообще сбежала. Романтика. Но такова, в принципе, реальность помещиков того времени, самодуров и эгоистов. Произведение тяжёлое, несмотря на быстрый стиль автора и нетривиальные характеры. Тяжёло читать именно из-за всей пугающей реальности описываемого. Это не Чак Паланик с нашей современностью, тут показана та грязь и деградация, в которой варился русский народ не одну сотню лет. И от этого становится неприятно и страшно.

7/10

3. «Сойка-пересмешница» Сьюзен Коллинз

Вот и конец страшной сказке о гипотетическом будущем человечества. Почему-то книга неразрывно связывалась по ассоциациям с произведениями Глуховского. Сам сюжет представляет из себя дивную смесь детектива, фантастики и лёгкого хоррора. Если первые две книги держали тебя в постоянном напряжении, и ты прочитывала триста с копейками страниц за несколько часов, то «Сойку» хочется читать выборочно. Резко появилось большое количество посторонних персонажей, которые из общего состава героев слишком выделяются. Количество интриг и сюжетных линий напоминает структуру слойки – уровень на уровне, а где самое главное вообще не понятно. Пропало напряжённое ожидание, теперь тебе хочется просто поставить точку в этой эпопеи. Действия происходят слишком плавно и правильно, как будто подстраиваясь под замысел автора. Конец же превращается в банальную кровавую бойню, дабы нагнести атмосферу и убрать всех лишних людей. Хотя, да, два последних эпизода были неожиданными. И, как оказалось, все события двух предыдущих частей были напрасными тратами сил. Эпилог получился почти утопическим – не хватало только овечек и бабочек. Но с лёгким привкусом поражения и потери. Герои не вышли из воды совсем уж сухими.

7/10

4. «Мальтийский сокол» Дэшил Хаммет

В кое-то веки решила почитать классику детективного жанра. Честно говоря, не впечатлило. Герои описаны бегло и небрежно, сюжет прям, как палка, и на середине некоторых диалогов откровенно тянет подремать. Для экранизации книги лучше придумать сложно, но вот читать всю эту красоту трудновато – слишком сложно и запутанно. А главный герой до такой степени гениален и хитёр, что Локи на его фоне кажется наивным ребёнком. Его, естественно, делят между собой несколько женщин, есть ещё нервный плохой человечек и толстенький хитрец. Всё по канону (хотя, книги Хаммета и можно называть каноничными). Но, наверное, я не создана для чтения детективов, где все события происходят в одном месте, за сутки или около того и состав персонажей почти не меняется. Всё по классической драматургии и «Поэтике» Аристотеля. Мне кажется, если текс перевели в стихотворную форму, «Сокол» ничего бы не потерял, а, наоборот, приобрёл. Но автор создал его прозаическим романом, так что не нам что-то менять. В общем-то, занимательное чтиво на вечерок-другой, чуть легче Агаты Кристи, но явно интереснее Дарьи Донцовой и других славных деятелей современного детективного жанра.

6/10

5. «На западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк

С Ремарком у меня отношения тяжёлые – мы друг друга не понимаем. Я до определённого момента не чувствовала немецкого стиля автора, а автор ненавязчиво вгонял меня в почти апатию своими мрачными красками. Но, с третьей попытки, «Фронт» я прочла. Понравилось. Книга жестокая. Потому что и война это не цветочки поливать. Красной нитью по роману проходит вопрос «Зачем?», но на него Ремарк так и не даёт ответа. Точнее, даёт: все герои не достигают своих мечтаний, становясь жертвами страшной статистики и войны. Герои тоже задаются этим вопросом, сидя в окопах или идя в атаку, когда начинает работать лишь один закон: убей или убьют тебя. Но при этом нет ненависти между людьми – они все являются лишь пешками и крошечными винтиками. Которым хочется жить, которым хочется домой к семьям. И от понимания, что ради чьих-то амбиций люди гибнут бессмысленно и страшно, война становится самой абсурдной вещью на этой планете. Но вещью популярной, ведь сила решает всё. А на войне всё решает удача, которая, как известно, та ещё дама. Моего отношения к военной службе книга не поменяла, но я стала с ещё большим уважением относиться к военным, как и к тем, кто только отслужил обязательный год, как и к тем, кто участвовал в настоящих военных конфликтах.

10/10

6. «Легенды ночных стражей: похищение» Кэтрин Ласки
Всё началось с одноимённого фильма. Захотелось прочесть базовое произведение. Прочла. Книга про разумных сов. Люди куда-то делись, как у них заведено в книгах только о животных. Поэтому совы сами по себе. Мир сов чем-то напоминает феодализм в Европе, но без некоторых негативных моментов. Лёгкий когнитивный диссонанс вызвала идея о совах-кузнецах, на чём моя фантазия слегка забуксовала. Но, мало ли, чему эти милые птицы могли научиться в воображении автора. Характеры персонажей органично распределяются по видовому признаку: полярная сова должна быть спокойной и мудрой, а сычик – бойким и подвижным. Тут никаких замечаний нет, и, что не могло не порадовать, автор хорошо владеет теоретической частью – не путает ни виды, ни их ареалы обитания. Злобные недруги вполне реалистичны, как и их методики пополнения своих рядов. Лично мне здесь махнула хвостиком критика тоталитарных режимов любого разлива. Само повествование укладывается в схему полетел туда-сделал это-улетел туда-сделал это. Квест за квестом, только так. Но повествование плавное, без резких переходов от «а» к «ц» и обратно. Немного наивное, но по-своему очень жестокое произведение: слог лёгкий, но кровь и убийства встречаются довольно-таки часто (в фильме примерно такая же картина). Встречаются и лёгкие логические несостыковки, но где их не бывает? С удовольствием начну читать вторую книгу, даром, что сама серия про стражей довольно-таки большая по количеству, но не по объёму.

9/10

7. «Царица Воздуха и Тьмы» Теренс Уайт.

Продолжаем читать про Короля Артура. В этой книге резко повысился уровень жесткости, причём повысился ещё в самом начале. И, пока ты находишься под впечатлением, повествование идёт своим ходом и ходом весьма неплохим. Очень заметна линия протеста против реалий нашего мира, слегка завуалированная под фактические события из легенд про Артура. Иногда даже встречаются наши, современные слова, что из контекста Средневековья выпадает сразу и навсегда. Вообще многие вещи из классического мифа переделаны или написаны с другой точки зрения. Но при этом книга всё ещё остаётся детской – то ли по стилю изложения, то ли по степени лёгкости отношения к происходящему - ну утопили кошку в кипятке, ну бывает, но единорогу голову отрубили ради одобрения матери. Всякое же под этой луной бывает. Пространно изучаются вопросы о праве мести, о войне, об отношениях между сюзереном и вассалом. Опять же вопрос отношения родителей и детей, но тут уже вспоминается «Игра престолов», где есть примерно такие же искажённые эмоциональные связи между людьми. Но над влюблённым геральдическим зверем было бы грех не посмеяться, даром, что после паузы на веселье сразу началось нагнетание обстановки из серии «а в следующей книге…»

8/10

8. «Дуэль »А.П. Чехов

Программу по русской литературе я тоже читаю. Иногда. В «Дуэли» поднимаются типичные вопросы русской классики: право, свобода, брак, любовь, общество. Почти как «Анна Каренина». Чехов не вмешивается в повествование, не навязывает читателю своё мнение. Он просто описывает один эпизод из жизни русского народа: смотрите, уважаемые читатели, делайте свои собственные выводы. Понравился стиль произведения – резкий, немного рваный, только по делу, при этом у каждого персонажа есть какие-то неуловимые стилистические черты, которые нельзя спутать с кем-то ещё. Из текста удалено всё лишнее и отвлекающее, только сухой эпизод из жизни, как он есть, без поэтических рюшечек и бантиков. Чехов не показывает развёрнутую картину мира – он показывает мир через людей, оказавшихся в типичной ситуации. Ещё раз подтверждается мысль о том, что человек, заглянувший в глаза смерти, может всё же своё бытие переосмыслить и измениться. Досадно только, что ради этого надо почти пустить пулю человеку в лоб. Но, опять же, ты сомневаешься, что такие перемены происходят в один миг, без длинного внутреннего процесса поиска чего-то, ради чего вообще жить захочется. И ещё раз о падших женщинах, ещё раз ты задумываешься о том, как поменялись нравы за какую-то пару сотен лет, даже меньше. Но, ничего не меняется, все беды всё равно от женщин, и на них же лежит вся ответственность за происходящее. Учитывая, что все главная героиня весьма правильно описывает судьбы женщин того времени: отчий дом – гимназия – замуж – и так до смерти. Грустная картина, согласитесь.

9/10

9. «Обитатели холмов» Ричард Джордж Адамс.

После общения с литературным переводом с русского на японский мой мозг взмолился о пощаде, поэтому я вспомнила про «Обитателей». Книга очень лёгкая, даже детская, но затягивает раз и до самой последней точки. Кролики у нас обычно воспринимаются как нечто милое, глупое, в некоторых случаях съедобное и покрытое мехом. На проверку оказывается, что кролики те ещё маленькие пираньи. Понравилось погружение в тему: автор не строит гипотез, как могло бы быть, а просто пишет почти в духе Альфреда Брема о том, как живут дикие кролики на воле. Повествование плавное, автору даже удалось почти достоверно изобразить простое мышление длинноухих героев. Сюжетной линии нет. Вообще. Цели жизни у кроликов быть не может, поэтому тут есть простое описание «быта и нравов» с небольшими катаклизмами, чтобы жизнь совсем уж мёдом не казалась. Но катаклизмы как-то странно логичны и даже в ход повествования почти органично интегрируются. Ну вот у героев всё наладилось и тут что-то случилось страшное. Бывает? Бывает. Даже можно забыть о том, что этот приём затаскан до дыр в различных фильмах и книгах, когда придумывать что-то оригинальное нет сил, времени и гонораров. Конечно, основная аудитория книги – школьники, но для лёгкой медитации между интеллектуальным трудом книгу лучше придумать сложно.

7/10

10. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Хорас Маккой.

Произведение, которое надо прочесть всем жителям больших городов. Маккой провёл неплохую параллель танцевального марафона с нашей жизнью – мы все кружимся в каком-то диком танце, иногда делая перерыв на поесть/поспать, меняет партнёров, если они сходят с дистанции. Но наступает момент, когда ты останавливаешься среди бегущей толпы и задаёшь себе вопрос «А, собственно, что я тут делаю?». Книга написана во время Великой Депрессии, так что состояние человека, потерявшего точку опоры, передаёт полностью и с точностью. Только, герои сделали свой выбор, потому что не смогли найти в себе желание как-нибудь жить дальше. В этом, с моей точки зрения, и заключается трагедия современного человека – в безумной карусели ты не всегда можешь найти то, ради чего стоит продолжать своё бренное существование. Думаю, американцы это должны были понять лучше всего. Что и отразилось в «Загнанных лошадях», которые, если бы не эта идея, были бы типичным произведением авторов этой страны – типичные герои, типичный набор слов, типичные шуточки и нецензурные слова. Всё типичное, и даже проблема типичная. Только она всё же выделяется среди серой массы текста и клише.

10/10
Авторы 1   Посетители 1008
1
27.04.2012 10:37:08
Про господ Головлёвых забавно ))
пс я не очень люблю Щедрина
2
27.04.2012 11:17:05
Мне кажется, чтобы полюбить Ремарка, надо читать его зрелые, написанные во время и после войны произведения... ранние, они уж очень специфические, по-моему, и не такие осмысленные.... тронуло такое трепетное отношение к Загнанным Лошадям.
3
27.04.2012 15:21:01
Лера, я вообще нашу классику не люблю (не сжигайте меня на костре)
Татьяна, Ремарк из тех писателей, которые должны читаться в определённые моменты жизни) А Лошади - это же про наше сегодняшнее)
4
27.04.2012 16:35:47
На ответ № 3 от Ксения Fox
И даже Достоевского? Л.Андреева? Розанова? Или Тургенева? Набокова? Бунина? Вообще никого?
5
27.04.2012 16:57:21
Толстого, Булгакова и Василия Пескова люблю. "Белые сны" - вообще гениальная вещь с моей точки зрения.
Просто русская классическая литература класса с 1 всегда со мной и уже основательно стоит поперёк горла) Особенно Пушкин, из-за которого нависла тень над моим красным дипломом =/
© 2011 lit-room.ru литрум.рф
Все права защищены
Идея и стиль: Группа 4етыре
Дизайн и программирование: Zetex
Общее руководство: Васенька робот