В этом городе улицам приходится крепко держаться друг за друга, чтобы от притворно-ласковых прикосновений ветра не рассыпаться по кирпичикам, не потеряться в кромешной темноте. Люди спешат по домам до захода солнца, чтобы не увидеть случайно, как разводят мосты, а главное - кто это делает. Тревожно подрагивают занавески на окнах, дрожит мягкий свет настольных ламп. Я, свободный дух, смеюсь над ними - люди позабыли имена звёзд, и теперь не могут защитить себя, они прячутся по норам в надежде на новое утро, которое разгонит темноту и холод стремительно наступающих сумерек. Но я знаю правду - я видел утро. И я видел того, кто ведёт его за собой, иногда - заводит в этот город хитростью и обманом, иногда они приходят вместе, держась за руку, порой утро целует его на прощание, а порой убегает в слезах. А я смеюсь - выходи из своих бетонных норок, человечество, и радуйся наступлению нового дня.
Дорога словно сама ложится на плечи; твари, что прячутся испокон веков по переулкам этого города, принюхиваются подозрительно к ночному ветру, но кто сможет обидеть меня, если я и сам - ветер? Неслышно шуршат о своём звёзды. А я - отправляюсь по своим делам, но сегодня колокольчики на капюшоне моего плаща не издают ни звука, не шуршат опавшие листья под босыми ногами, ведь зачем лишний шум тому, кто решил притвориться невидимкой. Мы все привыкли к чуду, недоброму и страшному, этот город дышит чудом, но я собирался стать его свидетелем.
Вот! В запахе холодного ветра самого начала зимы я чувствую знакомые нотки присутствия, которое очень сложно описать словами. Так получилось, что мы носим вместе с собой свою атмосферу, ты никогда не узнаешь, как выглядит твоя собственная - как люди не чувствуют своих природных запахов - но всегда поймёшь, что скоро наткнёшься на кого-то, кого ты давно искал. Взмахом руки приглашаю кусочки тумана составить мне компанию - пока он со мной, никто не догадается о том, что я рядом. Легко дотрагиваюсь до чуть тёплой двери одного из домов, и она открывается - не наружу, как открывают её все люди, а внутрь, через бесконечную извилистую лестницу, мимо давно заколоченных и забитых квартир, в которых иногда продолжают жить те, кто всё ещё называют себя людьми. Делаюсь ещё тише и незаметнее - я не хотел бы сейчас встречи с ними.
Вход на крышу почти незаметен, лестница тянется куда-то выше, и если не знать, где стоит остановиться, так и будешь идти по ней вверх и вверх, пока не устанешь и не захочешь отдохнуть - вот тогда-то ты и станешь прекрасным обедом. Всё же, этот город - странное место; порой мне кажется, что его не должно быть, слишком много страха и злости скопилось здесь за тысячи лет его существования. Но я всего лишь свободный дух, связанный давним обещанием, поэтому не мне судить, а мне - забираться на крышу, минуя трещины в потолке и аккуратно обходя битое стекло на полу. А забравшись, я позволяю себе спокойно выдохнуть: над головой снова звёзды, и значит, я не один.
Впрочем, не затем я сюда пришёл, чтобы оставаться одному - на самом краю крыши, свесив ноги вниз, сидит тот, кто приводит за собой утро, сидит тихо, не позволяя даже прядям чуть растрепавшихся волос вести вечную пляску с ветром. Я выслеживал его так долго, что знаю все его движения, все привычки, я могу в точности повторить положение его тела. Я могу обернуться им, и мой плащ станет тёмно-синим с вышитыми на нём солнцами, я могу улыбаться, как он - так, что все девушки падают к его ногам, а твари ночи разбегаются в ужасе и ещё долго шипят по своим берлогам, не решаясь выйти наружу. Но вот беда - я никогда не стану им. Тем, кто приводит за собой утро. Потому что оно никогда не пойдёт за мной.
Ведь я - всего лишь повелитель драконов, и всё, что у меня есть - эти смешные огнедышащие ящерицы, которые слушаются меня по лёгкому взмаху руки. Раньше, да, раньше я следил, чтобы драконы защищали этот город, но тогда город был совсем другим - блуждающие огоньки освещали дорогу путникам, а радуга на половину неба могла долго хохотать, когда солнечные лучи щекотали грациозный изгиб её спины. Я должен, должен был догадаться! - сначала из города ушли кошки, ушли, не попрощавшись, но предупредив о беде. Потом ветра перестали подчиняться мне, они срывали крыши домов и людей, злобно смеялись по ночам, проносясь по улицам, и люди боялись выходить из дома. Когда пришли твари, мои драконы смело сражались с ними, но было слишком поздно - это была война не за территорию города, а за сердца живущих здесь людей, а они уже были отравлены страхом. Да, я успокаиваю себя тем, что страх, возможно, всегда жил в них, и ничего нельзя было сделать; но драконы погибли. Мои драконы. Осталась лишь стайка совсем маленьких ящерок, которых теперь я всегда ношу в карманах и рукавах, не оставляю их одних ни на минуту. Когда-нибудь они подрастут, а люди к тому времени совсем позабудут о драконах; увидев этих прекрасных существ, сражающихся на их стороне, они поверят в нас снова, я знаю. Драконы - моя последняя надежда. Драконы... Да ещё ты, тот, кто приводит за собой утро. Я долго наблюдал за тобой, восхищался издалека, и мечтал поменяться судьбами, но теперь я знаю - осталось слишком мало времени, чтобы продолжать эту бесконечную игру в прятки. Я знаю, ты уходишь.
Он всё-таки обернулся - то ли почувствовав моё присутствие, то ли уловив обрывки слишком громких мыслей. Улыбнулся очень знакомой улыбкой единственного из нас, кого так и не коснулся страх, кивком головы пригласил сесть рядом.
Небо. Огромное тёмно-синее небо. Серебристые волосы, касающиеся моего плеча.
- Хэй, ты мне поможешь?
Его голос звучал по-летнему звонко, голос мальчишки, мечтающего о путешествиях и парусах.
- Да?
- Убей меня, пожалуйста.
Мальчишка, мечтающий о парусах, да?...
- Но..
- Слушай, это важно. Мне с каждым днём всё труднее, то есть нет, я знаю, что всем тяжело, эти дурацкие твари, и тени, шастающие повсюду, и нас так мало, и мы пытаемся сделать хоть что-то, а спасать уже нечего, и эта дурацкая война... Я не трус, правда! Я бы не попросил. Но правила изменились, я больше не могу приводить сюда ту, что должен приводить. Раньше мне хватало скорости и чистоты, а теперь... Теперь Она сможет приходить сюда сама, без проводника. Никому не придётся её заманивать, понимаешь? Это может быть первым шагом, это здорово, но... Я должен за это заплатить.
- Кровью? - я понимающе усмехнулся, эта плата была распространённой во всех мирах и во все времена. - Но если я убью тебя, вряд ли хоть капля твоей крови будет считаться жертвенной, а ведь всего лишь...
- Да нет, - он отмахнулся. - Не то. Плата - в том, что я должен стать человеком. Понимаешь? Человеком... Насовсем. И я забуду о том, кем я был, и никто не сможет мне об этом напомнить. Буду жить как все люди - телевизор по утрам, горячий суп перед сном...
Никогда не слышал, чтобы кто-то говорил о горячем супе с такой горечью. Я пригляделся - рядом со мной сидел не столько могущественный дух, сколько - напуганный ребёнок, которого хотят заставить повзрослеть. Стать человеком, да? Раньше, когда кошки ещё правили этим городом, я с уверенностью сказал бы - нет, лучше смерть, лучше пройти все круги перерождения и стать горсткой пыли под ногами путника, чем быть человеком. Но теперь я не был в этом уверен.
В конце концов, только люди могут спасти этот город. Мы всего лишь пытаемся напомнить им это. Да, но только тот, кто приводит утро, столь же далёк от людей, сколь и я далёк от его троп. Чем для него являются люди?..
Но тут он поднял голову и улыбнулся.
- Знаешь, мне пора. Провожу Её в последний раз, а потом... Наверное, спрыгну с какого-нибудь моста, мне всегда хотелось научиться летать по воздуху, а не между ним. Удачи!
Он рассмеялся и исчез. На крыше сидел только я - сидел и наблюдал, как небо медленно светлеет, как улицы где-то внизу перестают напоминать лабиринт теней, они оказываются засыпанными рыже-кленовыми листьями. Самые смелые люди уже выходят из дома - испуганно озираясь, готовясь бежать или отбиваться, но ведь выходят, не ждут, пока их позовут за собой. Что ж, это уже хорошая новость.
А вечером, на закате, ко мне прилетел серебристый дракончик - один из тех, кто уже подрос и летал без особого моего присмотра; он суетился вокруг меня и не мог успокоиться, пока я не поймал его за хвост и не посадил на плечо. Только после этого я узнал от него, что...
Дорога неблизкая даже для повелителя драконов - приходилось прятаться, огибать опасные места более длинными дорогами, а пару раз даже пришлось сражаться, но, к счастью, моими соперниками оказались какие-то нелепые тени, не способные отличить случайно заблудившегося человека от свободного духа. Их полупрозрачные тела, похожие на чёрные пакеты, я оставил на тротуаре, а сам прибавил шагу. Самое сложное - пробраться через мост.
- Ну и куда вас черти носят?! - зашипел мне на ухо бородатый мужик, схватив меня за плечо и оттаскивая подальше от моста. - Их же разводить будут с минуту на минуту, а вы прётесь! Жить надоело, что ли?
Человек. Просто некий дядька, по неизвестным мне причинам шляющийся по ночам, хотя такие люди давно были объявлены самоубийцами и съедены. Вглядываюсь в его лицо и не могу сдержать улыбки - у человека оказываются очень ясные и сердитые, но совершенно не испуганные глаза, рыжеватая борода и - заметил, потирая плечо, словно я могу чувствовать боль - хватка человека, всю жизнь проработавшего кузнецом. Суровый дядя...
- Вы знаете... - усмехаюсь. - Я вам очень благодарен, но мне кажется, я справлюсь без вашей помощи, а вам следовало бы отправиться домой. Или нет! - подпрыгиваю на месте, немного взлетаю от радости, мне только что в голову пришла чудесная идея. - Вы знаете... А вы верите в драконов?
- Сдурел что ли? - был мне ответ, и это был лучший ответ из всех возможных.
Я достал из кармана серебристую ящерку - та недоверчиво уставилась на кузнеца, пару раз обнюхала его бороду и, видимо, оставшись довольной, обвила свой хвост вокруг его шеи, чтобы не свалиться, пока сидишь на его плече. Драконы, они вообще очень любят людей. Особенно как-то связанных с огнём.
Люди их, впрочем, тоже любят. Кузнец был далеко не ребёнком, а значит, драконов он видел - возможно, в раннем детстве, и теперь думал, что это были его фантазии и мечты. Что ж, возвращение фантазий - тоже очень хороший вариант. Очень, очень хороший!
- Вы знаете... - отвлекаю этих двоих от общения друг с другом. - Мне нужна ваша помощь. Вы вдвоём должны провести меня через мост. Нет-нет, не смотрите на меня так, я не сдурел, я просто знаю немножко больше вас. А именно, мне известно, что человек с драконом обязательно побеждают любое чудовище. Обязательно!
- Ну... - кузнец недоверчиво посмотрел на меня, на дракона, снова на меня. - А зачем тебе вообще на ту сторону?
- Хочу проведать старого друга.
Нужно ли говорить, что битва была очень короткой. Когда этот мужик под два метра ростом выбежал на мост, размахивая каким-то на месте подобранным поленом и выкрикивая угрозы, а дракон на его плече распахнул крылья во весь свой немалый размах и отчаянно шипел, даже я испугался немного. У мостовых не было никаких шансов, и поэтому я со спокойной совестью отправился своей дорогой, напоследок помахав им двоим. Времени оставалось не так уж много.
Но я всё равно нашёл его. Он спал в кровати, наверное, в первый раз в жизни - каждый из нас пробовал заснуть, просто из любопытства, но ни у кого не получалось. Серебристые волосы, а теперь скорее просто русые, разметались по подушке, кулаки были сжаты. Ему явно снился плохой сон. Я неслышной тенью сел на край кровати того, кого когда-то называли тем, кто приводит утро, а теперь ставшего странным существом, сумевшим стать человеком, но не способным забыть. Иногда не легко отпускать себя.
- Спи... - я коснулся кончиками пальцев его лба, и тихо усмехнулся. - Спи, и ничего не бойся - ты проживёшь замечательную человеческую жизнь. Даже лучше, чем ты можешь себе представить. Сегодня началась война, и теперь её не остановить - людям придётся встать и посмотреть в глаза порождениям собственного страха, и не удивлюсь, что ты будешь первым, кто поведёт их за собой. Люди, знаешь, вообще удивительные существа, они способны на гораздо большее, чем мы можем себе только представить. Я думаю, у них - нет, у вас - все шансы на победу.
Я снова усмехнулся, доставая из кармана что-то, неясно блеснувшее в темноте.
- Ну а если ты однажды решишь вернуться, ты сможешь помочь себе сам. Ключ драконов - это именно то, что нужно для окончательной победы; а когда ты обнаружишь его у себя, ты вспомнишь всё - кем ты был и кем ты стал. Мы будем ждать тебя - на крышах, в переулках, мы будем ходить странными тропами от твоего имени. Ключ драконов окажется путём для твоего освобождения, ведь драконы лучше всего умеют разрушать любые оковы разума. Куда лучше нас с тобой. Возвращайся, когда придёт время.
Я позволил ветру подхватить себя и развеять по городу - нужно было ещё многое сделать. А паренёк, секунду назад тревожно всхлипывающий во сне, тихо улыбнулся и обнял подушку. В одной его руке был зажат маленький металлический ключ. |