|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|
Рассказ |
07.07.2011 00:00:06 |
|
Максим Чупров
Степь
Эмиль брел по мертвой степи. Степь была повсюду. Тысячи километров до самого горизонта. Бескрайний океан степи и маленький человек в его плену. И степь была мертва. Ни стрекота кузнечиков, ни пения птиц, ни единого шо-роха в траве. Даже ветер не трепал его волосы, не обдувал лицо – ветер умер.
Эмиль брел и боролся с правой рукой. Рука тянулась к бурдюку. При ка-ждом шаге вода заманчиво плескалась. Он боролся изо всех сил. Он не знал, как скоро его спасут и спасут ли вообще, поэтому экономил. Но делать это ста-новилось все труднее и труднее. Горло превратилось в наждачную бумагу, губы потрескались, он хотел поговорить с собой, чтобы облегчить страдания, но ка-ждое слово вызывало жуткую боль.
Пройдя сто шагов, он сделал глоток. Потом второй. На третьем заставил себя остановиться. Вода опьяняла. Эмиль закрыл бурдюк, упал на колени и по-смотрел на небо. Есть ли на нем кто-то всемогущий, всевидящий, следящий за порядком? Если есть, то почему позволил этой планете умереть? Почему забро-сил его на эту планету? Со свинцового неба на Эмиля смотрела только огром-ная звезда – умирающий красный гигант.
Через час или через два – Эмиль потерял счет времени – он вышел к реке. Поначалу он обрадовался, но по мере приближения к воде улыбка сползала с его лица.
Стараясь не сорваться, он спустился по крутому берегу и сел на корточки у кромки воды. Вода пахла гнилью. Запах поднимался над ее поверхностью и клубился как пар. Эмиль вытащил из кармана документ приказа – кому он те-перь был нужен! – и положил на воду. Листок не двигался. Лежал на месте, по-степенно пропитываясь влагой. У реки не было течения; казалось, это вовсе не река, а очень узкое и длинное озеро. Вскоре листок распался на мелкие кусочки и растворился. Слишком быстро, подумал Эмиль.
Он поднялся на ноги и оглядел реку. У противоположного берега из воды торчал камень. На нем сидела птица – первое живое существо, попавшееся Эмилю. Птица была черной, она сидела неподвижно и напоминала статуэтку. Эмиль не видел ее глаз, но мог поклясться, она смотрит прямо на него. Смотрит и надеется, что он умрет раньше. Эмиль подобрал камушек и запустил в птицу. Камушек не долетел полметра и упал в воду. Птица не шелохнулась. Он посто-ял на берегу еще несколько минут, глядя на воду, наблюдая за птицей, и дви-нулся дальше.
В какой-то момент ему захотелось умереть. К чему все это? Неужели он еще надеется на спасение? Неужели думает, что какой-нибудь корабль призем-лится в этой мертвой степи? Не проще ли упасть в траву, дождаться смерти и пусть птица выклюет ему глаза? И что хуже всего, вспоминая последние годы жизни, сопоставляя все факты, Эмиль задавался вопросом: а ищут ли его вооб-ще? Слишком много существовало людей, претендующих на его должность (взять хотя бы его сына). Людей, которым ничего не стоит сказать: «Так, капи-тан, поиски можно считать оконченными. Если мы не нашли его сегодня, зна-чит, он уже мертв». Возможно, его ищет Дворцовая Служба Безопасности, но у нее нет ни кораблей, ни людей для масштабных поисков, а сенаторы скорее пройдутся голышом по Храмовой площади, чем выделят ей деньги. Да и хочет ли он вернуться на свою должность? Эта ужасная одежда, эти бесконечные приемы, эта натянутая улыбка, от которой у него болят мышцы. А люди? Каж-дый день к нему приходили люди и у каждого свои проблемы. Эмиль ненави-дел необходимость вести себя с ними высокомерно. Ненавидел их идиотскую покорность. Он хотел видеть в людях своих друзей. Хотел хлопнуть человека по спине, угостить бокалом вина и поговорить с ним на равных. Эмиль знал, что мог приказать любому вылизать свои сапоги, и через минуту они блестели бы слюной. Друг, каким бы хорошим он ни был, никогда не станет вылизывать вам сапоги.
Должность, конечно, почетная, уважаемая, хотя чего там – лучше и поже-лать нельзя, но с годами начинаешь уставать даже от безмерной славы и почета.
А кто он здесь? На этой планете? Ничтожный человек, капля в море, ма-ленькая движущаяся точка на огромной, безликой поверхности. Хрупкое, бес-помощное и, несомненно, умирающее существо.
Эмиль поднялся на холм. Он шел вдоль реки, и теперь она была по левую руку. Впереди простиралась мертвая степь. Примерно через километр река кру-то поворачивала налево. Эмиль решил идти прямо и не поворачивать за рекой. Река ему не нравилась.
Красный гигант клонился к закату, и перед Эмилем шагала его длинная тень. Температура упала на пару градусов, ему полегчало. Уже стоило поду-мать о ночлеге. Эмиль остановился. Ночлег? Что за глупость? Можно улечься на землю в любой точке этой мертвой степи, разницы не будет. Здесь нет ни одного места для ночлега. Разве что у подножия холма. Эмиль обернулся.
На холме стояло черное бесформенное существо, закрыв своим телом по-ловину красного гиганта. Короткая рука-отросток шевелилась в разные сторо-ны, словно подзывая Эмиля. Существо было не меньше трех метров в высоту и одного в ширину. Невозможно было понять, где у него голова, где ноги и как вообще оно передвигается. Эмиль решил, что оно учуяло его запах и вылезло из реки, чтобы поймать и съесть. Существо могло быть даже тем камнем, на кото-ром сидела птица. А та птица могла быть сейчас у него в животе... или чем там оно переваривает пищу.
Наконец тварь двинулась. Она пошла на Эмиля. Двигалась медленно, очень медленно, как старик с тростью, но все же двигалась. Вернее, ползла, приминая траву, словно слизняк.
Эмиль двинулся следом. И если он и шел быстрее, то ненамного.
Десять минут назад он выпил последнюю воду. Пить пока не хотелось, но он знал, если бросится бежать, то через километр свалится, задыхаясь, на сухую траву. Будет лежать, не в силах подняться, пыхтеть и смотреть, как на него над-вигается огромное бесформенное нечто. Может быть, он поползет, как ранен-ный солдат на поле боя. Хотя, скорее всего, нет.
Эмиль посмотрел на тварь. Тварь ползла.
Он хотел спать. Он прошагал без остановок пять часов, очень устал и хо-тел спать. Глаза слипались, ноги заплетались. Однажды он читал о человеке, который протопал во сне полтора километра от своего дома до винной лавки и обратно. Кажется, это называлось лунатизмом. Эмиль тогда рассмеялся и, на-звав прочитанное полной чушью, отложил книгу.
Когда красный гигант наполовину скрылся за горизонтом, Эмиль понял, что тварь двигается быстрее, чем он предполагал. Или она ускорилась. Или он стал идти медленнее. Как бы то ни было теперь его и бесформенную тварь раз-деляло не больше пятнадцати метров.
Эмиль ускорил шаг. Ноги запротестовали, взвыв от боли и усталости. Он увеличил расстояние до тридцати метров и сбавил темп. Когда оно снова сокра-тилось, снял с пояса бурдюк и запустил в тварь. Бурдюк прилип к ее телу, затем вошел внутрь, словно потонув в киселе. А через секунду тварь выплюнула бур-дюк с такой невероятной силой, что он пулей долетел до Эмиля, чиркнул его по плечу и упал в траву метров через десять.
Плечо взорвалось болью. Эмиль поморщился, схватился за него и едва не упал. Несомненно, целилась тварь в голову. Могла ли она подобрать несколько булыжников и расстрелять Эмиля? Слава богу, в этой степи не было ничего, кроме сухой безжизненной травы. Впрочем, на берегу камни были. Возможно, она припасла их на случай неудачного исхода погони.
Эмиль надеялся, что тварь не может подолгу оставаться без воды и когда он удалится от реки, оставит его в покое. Но тварь продолжала преследование. Ему стали мерещиться какие-то звуки, и он решил, что это ее издевательский смех. Смех кошки, играющей с мышкой.
Спустя некоторое время ему вообще стало все равно. Он уронил голову, так, что подбородок касался груди и брел, закрыв глаза, отгородившись от все-го мира. Он готов был даже воспользоваться великой способностью человека идти вопреки инстинктам и остановиться на месте, чтобы дать холодному скользкому телу сомкнуться на своей спине. Ему даже стало интересно, каково это быть поглощенным заживо. Каково чувствовать всей кожей податливую мякоть, медленно тебя переваривающую. Ощущение, наверно, такое, будто плаваешь в болоте серной кислоты. Да, он хотел умереть, но характер не позво-лял ему сделать это. Поэтому он брел, и смутная надежда оставалась в его сердце.
– Эмиль Третий, не так ли?
Голос был приглушенным и, казалось, доносился из-за толстого стекла. Эмиль остановился, поднял голову и открыл глаза. Сначала все было мутным, в ушах – как будто вата, но потом мир обрел четкость.
Перед ним стоял человек в камуфляжных штанах, массивных ботинках и кожаной куртке. Высокого роста, широкоплечий, с мускулистыми руками. По-зади него высилось огромное строение, похожее на космический порт старого образца. Но на самом деле это был замок.
Эмиль потряс головой, словно отгоняя видение.
Человек ухмыльнулся и заткнул за пояс бластер.
Эмиль посмотрел назад. Тварь лежала на земле бесформенной массой всего в пяти метрах от него и растекалась в разные стороны, будто тающий ком снега.
– Ты Эмиль Третий? – повторил незнакомец.
– Да, – ответил Эмиль.
– Ты плохо выполнял свою работу, Эмиль Третий.
– Кто ты?
– Меня зовут Артур, – сказал незнакомец. – Я хозяин этого замка.
– Замка?.. Если у тебя есть средства связи, именем Галактики приказываю тебе сообщить о моем месте нахождения на Ариадну и обеспечить меня всем необходимым до прибытия спасательного корабля.
– Ариадна? – удивился Артур. – Никогда не слышал.
– Что за шутки? Ты слышал мой приказ? Ты знаешь, кто я?
– Неправильно ты себя, Эмиль Третий, ведешь с человеком, от которого зависит твоя жизнь. Неужели ты настолько глуп? Здесь не то место, где можно командовать. Но, я вижу, эта привычка глубоко укоренилась в твоих манерах. Ты видишь это чудовище позади тебя? Почему ты не приказали ему перестать гнаться за тобой? Почему не приказал речной воде сделаться пригодной для питья? Да, я знаю, кто ты, но это не дает тебе никаких привилегий. И теперь я буду командовать.
– Простите, – прошептал Эмиль. – Мне самому это не по душе, я ничего не могу с собой поделать... У тебя не найдется стакана воды?
– Так-то лучше, – сказал Артур. – Иди за мной.
Они вошли в маленькую дверь в стене замка и попали в узкий коридор. На стенах висели картины с непонятными сюжетами. Эмиль обратил внимание на картину с изображением старика, сидящего на полу, и мертвого молодого человека в его объятиях. Самое интересное – глаза старика. Будто это он убил молодого человека и теперь с ужасом осознает содеянное.
Вскоре они пришли на кухню. Артур зачерпнул ковш воды из бочки, стоящей в углу, и протянул Эмилю.
– Пей медленно, – посоветовал он.
Ополовинив ковш, Эмиль сказал:
– Мой корабль разбился. Я летел с Кириака на Ариадну и...
– Мне плевать, куда ты летел, – перебил Артур. – Ты плохо выполнял свою работу, Эмиль Третий.
– О чем ты?
– Галактика в упадке. Это твоя вина.
Эмиль вздохнул. Старое как мир обвинение.
– Упадок Галактики не может быть виной одного человека. Это следствие многих причин.
– А если я скажу, что упадок начался с твоего правления.
– Мне это не нравится, Артур. Я не понимаю, куда ты клонишь.
– Ты убийца, Эмиль Третий, – спокойно сказал Артур. – Ты казнил людей безо всяких причин. Чем не упадок? И ты – главный виновник.
– Что тебе нужно?
– Посмотри на эту планету. Много лет назад она процветала. А теперь умирает вместе со своим солнцем. Я – последний коренной житель.
– Ты убьешь меня?
– Галактика забыла свою историю. Эта планета – родина человечества.
Тут уж Эмиль не выдержал. Ему едва удалось сдержать смешок.
– Эта планета? – Он кивнул в сторону окна, выходящего на мертвую степь. – Эта вонючая дыра на краю Галактики? Ты совсем спятил от одиночест-ва?
– Где же по-твоему родина человечества?
– Не знаю, но точно не здесь.
Эмиль допил воду, поставил ковш на стол.
– Так ты сообщишь обо мне на Ариадну?
– А что если я докажу тебе?
Эмиль уже начинал жалеть, что встретил этого человека. Конечно, он из-бавил его от твари, напоил водой, но ставить свою жизнь в зависимость от су-масшедшего и слушать его бесконечные бредни... Нет, уж лучше было погиб-нуть в желудке той бесформенной амфибии.
– Как? – спросил Эмиль.
– Пойдем
И снова они оказались в длинном узком коридоре. Стены на сей раз были голыми. Артур освещал путь ручным фонариком.
Коридор заканчивался ярко-желтой дверью с табличкой на неизвестном языке.
– Входи и трепещи, – сказал Артур, взявшись за ручку.
Просторный круглый зал с панорамным окном напротив входа был ус-тавлен высокими книжными полками до самого потолка. В центре стоял боль-шой круглый стол.
– Это библиотека? – спросил Эмиль.
– Да! Библиотека!
– А эти книги, они печатные?
– Да. Ты никогда не видел бумагу?
– Конечно, видел. Иногда я составляю приказы на бумаге, но печатные книги...
– Большая редкость, не правда ли? Великие произведения, последние пе-реиздания. Вот, взгляни на эту.
Артур подошел к полкам, поискал взглядом нужную книгу и аккуратно извлек ее из плотного ряда. Показал Эмилю обложку.
– Я не понимаю ни слова.
– Это древний язык. Я пытаюсь изучить его. Мой отец передал мне кое-какие основы этого языка. Название этой книги звучит примерно как «Элайс в чудесном мире» или «Волшебная страна Элайс».
– Что такое Элайс?
– Какое-то название или имя. Но это не важно. – Артур открыл книгу, принялся листать, и бормотал себе под нос: – Эти книги – настоящее сокрови-ще. Они – последняя связь с древним, давно потерянным миром. Я просто обя-зан изучить этот язык и перевести хоть какие-то книги, передать свои знания другим, чтобы они перевели остальные...
Эмиль зашел Артуру за спину. Бластер торчал из-за пояса.
– ...книги должны жить вечно, они должны передавать знания предыду-щих поколений будущим, они должны...
– Где радио?
– Что?
– Где радио, псих чертов?
Артур оторвал взгляд от книги. Дуло бластера смотрело ему в лоб.
– Где радио? – повторил Эмиль.
– Ты не понимаешь. Ты не можешь убить меня. Без меня эти книги будут потеряны навсегда. Я не скажу, где радио, потому что ты вызовешь корабль и все здесь уничтожишь. Эти книги – последняя крупица информации о про-шлом, когда человечество только зарождалось и его домом была эта планета. Эти книги...
– Кому нужны твои книги, – сказал Эмиль.
Зал библиотеки озарила короткая вспышка света.
|
0 1164
|
|
Science Fiction, ура!
Чувствую влияние классиков американского sience fiction...
Однако есть замечания. Вообще над расскакзом стоит еще посидеть, до(пере-)работать.
Собственно, по КОМПОЗИЦИИ:
Читая, невольно разделил на три ёмкие части: I.Степь (описание степи, медленное умирания), II.Погоня и III.Спасение-убийство.
Судя по композиции - основной конфликт, равно как и кульминация - в последней части рассказа. Вообще основной конфликт сводится к противоречию: "убийство спасителя ради спасения". При таком раскладе первые две части становятся слишком затянутой кульминацией. От медленного и вялого умирания резкий переход к погоне (более динамичное развитие сюжета). Отсюда ощущение затянутости. Помимо сокращения общего объема этих двух частей я бы советовал начать повествование с самой погони. Это сразу придаст динамики повествованию. Подходящие описания степи можно поместить сюда же. Это будет намного проще и интереснее читаться. В противном случае медленное умирание в безжизненной степи от жажды - становится "ружьем, которое висит на сцене, но не стреляет". А этому посвящена весомая часть текста (четверть).
ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОЯ. Немного смущает поведение героя. Я никак не могу понять сути убийства Артура. Идея конфликта понятна - убей спасителя, чтобы спастись. Идея интересная, пусть и не суперновая для фантастики. Но ее воплощение не удалось, IMHO. Главный герой не подведен ситуацией к НЕОБХОДИМОСТИ убийства для выживания. От того, что Артур умрет, Эмилю не будет проще найти радио, ты не согласен? Можно было отобрать бластер и идти искать радио - кто бы ему помешал? Помешал бы - пристрели бы (тоже закономерно!). А в данной ситуации конфликт, противоречивость ситуации не раскрыта.
В этом жанре очень хорошо работают гиперссылки - надо увеличить их количество (я нашел всего три):
- Артур+замок+круглый стол - "Легенды о короле Артуре"
- Описание картины "Иван Грозный убивает своего сына"
- "Алиса в стране чудес"
Я бы добавил гиперссылку в имя главного героя (я не знаю, откуда взялся Эмиль). Можно пошарить по мифологиям разных стран и найти прототип с похожей историей. Это смотрелось бы намного интереснее. Ну или что-нибудь в том же духе.
ЛЯПЫ В ТЕКСТЕ (иду по тесту подряд)
- "свинцовое небо" - тяжелое, низкое, серое, пасмурное (цвет свинца)... Ассоциация - свинцовые тучи. Как то не подходит под палящий зной этой степи.
- гнилая река со стоячей водой напоминает герою протяженное озеро. Неудачное сравнение. Как-то озеро тоже не несет оттенка гнили, отравы, и проч. Я бы сравнил с загнивающим прудом/ болотом...
- "камушек" - немного комично в данной ситуации, imho. Как "камушком в воробушка"... А вообще, черт его знает.
- "должность" - рассуждения о "должности". Только под конец понимаешь, что герой - человек #1 в галактике (Император-Президент-Верховный правитель...) "Должность" с этим статусом как-то не очень вяжется. Я бы слово заменил. В начале рассказа его можно принять и за генерала, и за наместника, и за главу Дворцовой Службы Безопасности... - за кого угодно. Любая высокая должность. Не знаю, может это авторский "прием узнавания" из серии "потом сурпрыз будэт", но лично меня на определенном этапе поставило в тупик.
- "температура упала на пару градусов" - товарищ с термометром гуляет?))) Как-то искусственно звучит, притянуто за уши.
- "Эмиль решил, что оно(существо) учуяло его запах и вылезло из реки, чтобы поймать и съесть..." - мысль героя после изречения становится прописной истиной. Эмиль так решил. Так оно и случилось, причем никаких подтверждений от рассказчика этому не было. О том, что это нечто пыталось его слопать (как минимум навредить герою) мы узнаем только из того факта, что коренной житель убивает тварь, спасая жизнь Эмилю. Я все ждал, что бесформенная жижа полезет обниматься, или еще что-то в этом роде. Это, получается, опять "не выстрелившее ружье". "Эмиль подумал..." - дает повод усомниться... Это надо как-то обыграть.
- "Эмиль двинулся следом" - вообще нонсенс. Чудовище поползло на героя, герой двинулся следом?! Куда он двинулся? Это речевая ошибка. Двинулся следом - значит ПОШЕЛ ЗА НИМ, а не начал убегать.
- "Эмиль посмотрел на тварь. Тварь ползла." - Ооооочень смешно. Я хохотал. Что-то среднее между анекдотом "Штирлиц встал спозаранку. Позаранку была румынской разведчицей..." и байками про капитана-очевидность.))) До сих пор улыбает) Убрать это надо к чертовой матери. Или сделать так, чтобы шутка была очевидной.
- "Он хотел спать. Он прошагал без остановок пять часов, очень устал и хотел спать" - повтор. Плохой повтор, не прием (неудачный прием)
- "Однажды он читал о человеке, который протопал во сне полтора километра от своего дома до винной лавки и обратно. Кажется, это называлось лунатизмом. Эмиль тогда рассмеялся и, назвав прочитанное полной чушью, отложил книгу" - учитываю последующий конфликт, завязанный на чтении книг, лучше убрать упоминание о том, что Эмиль читал книги. Эта книга могла быть не бумажной, но это надо указать, иначе выходит фактический ляп. Тут читатель принимает героя читающим книги (обычные, потому как про экзотичность бумажных книг еще не упоминалось), а потом выясняется... Ляп в чистом виде.
- Надоело читать слово "тварь". Нужны синонимы. Слишком часто мелькает.
- "Могла ли она подобрать несколько булыжников и расстрелять Эмиля? Слава богу, в этой степи не было ничего, кроме сухой безжизненной травы. Впрочем, на берегу камни были. Возможно, она припасла их на случай неудачного исхода погони" - этот отрывок вынес только чтобы понять суть последнего предложения. Как камни могли помочь в случае "неудачного исхода погони"??!?! Чудовище "застрелилось" бы что ли? Если имелось в виду, что герой начнет удирать слишком быстро, чтобы стрелять вслед - не подходит. Неудачный исход погони - это все, он убежал и стрелять можно только в себя. Переформулировать надо.
- "Смех кошки, играющей с мышкой" - это очень жутко. Это кошмар и тихий ужас. Моя кошка не смеется. Сравнение понятно, но никуда не годится. Это речевая-стилистическая ошибка.
- "Он готов был даже воспользоваться великой способностью человека идти вопреки инстинктам и остановиться на месте, чтобы дать холодному скользкому телу сомкнуться на своей спине" - он не мог бы вопреки инстинктам идти, если бы он вопреки инстинктам остановился. Тут предложение запаршивело. Надо с ним разобраться.
- "Да, он хотел умереть, но характер не позволял ему сделать это" - "характер" тут плохо. Надо менять.
- "бесформенное существо" (см. момент появления оного), "бесформенная тварь" (у меня это вторая стр. А4, прямо перед "Эмиль ускорил шаг...") и "Тварь лежала на земле бесформенной массой... и растекалась в разные стороны, будто тающий ком снега." Она тебя бесформенной была живой, так что тот факт, что она подобной массой лежала на земле ничего нового не говорит. Попробуй иначе охарактеризовать. Далее. Ком снега. Он белый и пушистый. Как-то с этой тварью не ассоциируется. Она белой была? Мне она напоминает этого товарища в маске из Миадзаковского "унесенная призраками"... Черная и склизкая. Какой тут снег?!?!?
- "– Ариадна? – удивился Артур. – Никогда не слышал.
– Что за шутки?"
Почему шутки? Почему человек не мог не слышать о планете/ городе Ариадна? Тут нигде не указано, что это "столица"... Я это сам додумываю. И потом дальше в продолжение темы: Артур узнает в лицо правителя Эмиля Третьего (значит он в курсе кто им правит), но никогда не слышал о городе-столице? Как-то очень странно.
- "Ты казнил людей безо всяких причин" - как-то очень по детски. Кто кого хоть раз казнил безо всяких причин??? Вообще обвинения в адрес Эмиля не убедительны и голословны. Эту часть надо детальнее продумать.
- "Посмотри на эту планету. Много лет назад она процветала. А теперь умирает вместе со своим солнцем. Я – последний коренной житель" - такое ощущение, что в этом он обвиняет Эмиля. Опять же, почему? Где аргументация??
- " - Где по твоему родина человечества? - Не знаю, но точно не здесь" - опять! ну что за аргументация ответа??!?
- " - Это библиотека? - Да! Библиотека!" - почему Артур кричит!?!
- "Я не скажу, где радио, потому что ты вызовешь корабль и все здесь уничтожишь" - опять никакой логики и аргументации. Почему они все уничтожат??!?
Сильно хромает логика в некоторых местах. Попробуй взглянуть на произведения глазами читателя, который не знает того, что у тебя в голове.
Остаются два не выясненных вопроса... Первый. Эта тварь, она такая елеползающая - со скоростью медлительного парня, который еле ходит после крушения и изнемогая от жары... Она вообще чем питалась в отсутствии полудохлых членов экипаже с разбитых кораблей? У охотника инстинкты поживее обычно. Матушка природа заботится о своих созданиях. Второй. Так в свете этого разбора, в чем же суть убийства?
|
|
1
08.09.2011 19:51:10
|
Доброго времени суток! в принципе, Никита написал подробную рецензию. Согласна с ним по многим пунктам.
Произведение читается тяжело. Лично мне, не хватает захватывающих первых строк и живости.
|
|
|
|
|
|